, почему Мы ей доверяем?

Тибет представляется обычно страной чудес, полной таинственных загадок. Тибетская медицина также окружена некоторым ореолом таинственности.

Для того, чтобы понять, надо знать историю возникновения тибетской медицины.

Исторически доказано, что тибетская медицина - это детище древнеиндийской медицины. На протяжении многих веков Индия была центром науки и культуры древнего Востока. Общее учение о медицине  "Царака-дэ-жад" было составлено врачом-мыслителем по имени Чарака.

Оно состоит из 8 крупных разделов:

  1. Учение о лечении ран.
  2. О лечении болезней , относящихся к области головы
  3. О лечении болезней всего организма
  4. О лечении психических заболеваний
  5. О лечении детских болезней
  6. О противоядиях
  7. Об эликсирах против старческого одряхления
  8. Учение о средствах, повышающих половую активность.

Эти 8 разделов легли в основу учения "Аюрведа" ( Науки о жизни).

Развитию медицины в Индии способствовали культурный и торговый обмен с другими странами Востока, в частности арабскими.

К VII веку до н.э. древнеиндийская медицина постепенно проникает в Тибет. Индийский врач Жасаа Гонжой (Бхавараджа) стал личным врачом царя Тибета. Вместе с приглашенными медиками из Китая, из Персии он перевел не одно индийское сочинение. Бхавараджа написал в стихах руководство по медицине " Неустрашимый меч".

Во II половине VII-  I половине IX веков до н.э медицина в Тибете поднимается на более высокую ступень . Из Индии, Кашмира, Непала, Персии приглашаются в Тибет знаменитые врачи. За большое вознаграждение каждый из них должен был перевести на тибетский язык медицинские сочинения своей страны, а затем совместно они составили руководство по внутренним болезням и хирургии. Так появилась тибетская медицина.

В истории применения лекарств в Тибете существует 2 этапа. В начале 1 тысячелетия н.э. преобладают лекарства тропического пояса востока Азии - Индии и Китая. Во второй половине этого тысячелетия перечень лекарственных средств отражает местную природу, которая составляет особый мир лекарств. Перечень лекарственных препаратов растительного происхождения насчитывал 1300 наименований. Основные принципы и положения учения о лекарствах тибетской медицины описаны в каноне " Чжуд ши".

тибетская медицина,отзывы

Лечебное действие лекарств тибетские врачи определяли 4 факторами: вкусом, действием после всасывания, силой лечебного действия каждого средства и суммарным действием после их комбинации.

Вкус имеет в своей основе 5 материальных стихий или субстанций, из которых стихия земли определяет основу всех лекарств, стихия воды увлажняет, стихия огня сообщает энергию (теплоту), стихией воздуха приобретается подвижность , а стихией эфира - пространство.

Стихия земли есть весь органический и минеральный состав растения, получаемый из почвы, а остальные 4 стихии являются обязательными природными факторами влияния внешней среды.

Парные сочетания материальных стихий лежат в основе начальных 6 вкусов: сладкий, кислый, соленый, горький, жгучий и вяжущий. В образовании вкусов начальную основу составляют парные сочетания стихий:

  1. земля + вода
  2. огонь + земля
  3. вода + огонь
  4. вода + воздух ( газы)
  5. огонь + воздух
  6. земля + воздух

В основе физических свойств лекарств - те же сочетания материальных стихий. Наиболее важным для поддержания энергии жизни считается сладкий вкус, наименее - вяжущий вкус.

Так, указывается, что сладкие, кислые, соленые, жгучие свойства лекарств излечивают нарушения в системе нервной, горькие , вяжущие, сладкие - в системах кроветворной, гуморальной и так далее.

Не менее интересно представлена тибетская медицина лекарствами животного происхождения,  используется более 100 различных средств: насекомые, пиявки, моллюски, органы пресмыкающихся ( ящериц, змей), животных, начиная с рогов, головного мозга, желез внутренней секреции и кончая сухожилиями, копытами и т.д.

В трактате "Чжуд -ши" (глава 22, том I) и в "Атласе  тибетской медицины" описано около ста животных, которые использовались как сырье для приготовления препаратов 13 различных видов: рога, кости, мясо, кровь, желчь, жиры, мозги, кожа, когти и копыта, волосы, моча, кал, мускус, средства из целого органа.

Так, лекарства из рогов избра, лося, маралов излечивают гнойно-воспалительные процессы органов грудной клетки, из рогов сайгака - болезни почек, мочевого пузыря. Кости различных животных применялись для лечения ран и улучшения состояния костного мозга, бараньи кости - для лечения нервных болезней, кости ежа - для остановки кровотечения. Мясо змеи считалось полезным при болезнях глаз, а мясо снежных ( горных) ящериц - при заболеваниях почек, при половом бессилии и т.д.

Тибетская медицина использовала в качестве лекарственного сырья кости черепа и мозга животных в виде экстрактов и зольных препаратов и это находит подтверждение в современной фармакотерапии. Бульоны или экстракты костей черепа мелкого , крупного рогатого скота применялись при" заболеваниях головы, памяти", в числе которых мы обнаруживаем по описанию симптоматологии центральные параличи, кровоизлияния в мозг, травматические поражения головы с их осложнениями, сосудистые поражения и т.д.  Идея и опыт использования тибетскими медиками костей и мозга животных при ряде заболевания подтверждается через многие века, когда в медицинскую практику внедрен гаммолон,  или аминалон, предназначенный для лечения сосудистых нарушений и травматических повреждений головного мозга.